Роботы на складе: как меняется логистика в России
Российский рынок логистической робототехники вступает в фазу активного роста. Согласно оценкам экспертов «Аметист Логистика», объем рынка роботизированных систем для складов продолжает стабильно увеличиваться, а уровень роботизации, измеряемый в количестве роботов на 10 тысяч работников, демонстрирует устойчивую динамику вплоть до 2030 года.
Ведущие логистические и торговые компании переходят от тестирования отдельных решений к их полноценной интеграции в операционные процессы. Роботы на складе уже не экзотика, а часть повседневной логистики. Внедрение логистических роботов позволяет бизнесу не только ускорить выполнение операций, но и оптимизировать использование человеческих ресурсов, снизить риски ошибок и масштабировать процессы при дефиците кадров. Рассмотрим примеры успешных реализаций в разных сегментах.
Ключевые кейсы роботизации:
- РЦ X5 Group (Подольск): работают сразу четыре типа роботов от AGV до упаковщика и уборщика. Сокращение штата на 20% без потери эффективности как результат.

- Склад «Софьино-2» «Яндекс Маркета»: роборука KUKA удвоила скорость паллетирования, а CTU-робот Dilectus повысил эффективность комплектования тяжелых заказов

- Склад «Декатлон» (Домодедово): робот Geek+ P800 увеличил производительность комплектации в 4–5 раз и заменил до 4 комплектовщиков

- «Деловые линии» (Новосибирск): сортировочный робот Ronavi SR улучшил скорость сортировки посылок в 1,5 раза

- Логцентр «АВТОВАЗ» (Тверь): связка VM-LOGO и VOICEMAN ускорила процесс измерения характеристик товара и сборку заказов на 10–15%.
- Склад «Восток-Сервис» (Раменское): логистический робот Ronavi H1502 помог автоматизировать внутреннюю логистику и сократить время на доставку товаров к зонам комплектации и пополнения. Система 1С:WMS помогла наладить точное и своевременное выполнение складских операций, сократился длительности простоев оборудования на 15%. А система управления роботами RMS 6.0 получает задачи из WMS, распределяет их между 48 логистическими роботами и управляет их взаимодействием. В результате производительность склада выросла в 4 раза, ФОТ на участке снизился в 3 раза, а средняя скорость комплектации заказов увеличилась в 2,5 раза.
Тем не менее, эксперты считают, что проблемы на пути роботизации остаются серьезным вызовом для компаний, решивших автоматизировать складские процессы.
Одной из ключевых сложностей по-прежнему остается высокая начальная стоимость внедрения роботизированных решений, особенно в условиях ограниченного бюджета и долгого срока окупаемости. Даже при наличии технического решения его интеграция в существующие процессы нередко вызывает трудности. Склады изначально не проектировались под передвижение и работу автономной техники, а значит, физические ограничения пространства от высоты стеллажей до ширины проходов ограничивают потенциал роботов.
Кроме того, после запуска систем возникает необходимость в регулярном обновлении оборудования и ПО, поскольку технологии быстро устаревают. При этом дефицит специалистов, способных обслуживать, настраивать и адаптировать роботов под нужды склада, становится критичным фактором риска. Вопросы правового регулирования пока остаются не до конца проработанными, в частности, остается неопределенным вопрос, кто несет ответственность за ущерб, причиненный роботом в случае сбоя.
Дополнительные сложности вызывает калибровка сенсоров, так как в реальных условиях датчики могут ошибочно интерпретировать безопасные элементы инфраструктуры. Например, блестящую стретч-пленку, гибкие шторки или ограничители как препятствия, что приводит к остановкам. В условиях плотной логистики и одновременной работы десятков устройств есть риск перегрузки складской Wi-Fi-сети, что приводит к «зависаниям» не только роботов, но и мобильных терминалов (ТСД), критичных для операторов.
Наконец, нельзя игнорировать социальный аспект: стремительное внедрение робототехники порождает сопротивление со стороны персонала, особенно если сотрудники воспринимают роботов как прямую угрозу своим рабочим местам. Без выстроенной коммуникации и перенастройки процессов сопротивление может замедлить или даже сорвать внедрение.
 
  
«Несмотря на все трудности будущее роботизации складов в России выглядит уверенно. К 2030 году роботизация может стать не исключением, а нормой для складов, обрабатывающих крупные объемы заказов. Компании, которые начнут трансформацию уже сейчас, получат заметное преимущество в скорости, масштабируемости и устойчивости логистических цепочек», - отмечает Алексей Махновский, эксперт по логистике «Аметист Логистика».
Встретиться лично с Алексеем Махновским можно на стенде компании на выставке CeMAT RUSSIA или в рамках деловой программы.
Алексей выступает спикером на тематической сессии "Умное производство и склад: роботы с технологиями и без", которая состоится 16 сентября 2025 на WIN Арене.
Компания "Аметист Логистика" - партнер выставки CeMAT RUSSIA 2025.
  Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS.  Получите электронный билет по промокоду.
  Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS.  Получите электронный билет по промокоду.