Ru / En / 中文 / Türkçe
Запросить условия участия
Различные типы аккумуляторов при работе на морозе
30 июля 2025
12:00—03:00

Различные типы аккумуляторов при работе на морозе

В условиях российского климата владельцы электрических вилочных погрузчиков часто сталкиваются с проблемой при работе с различными аккумуляторами на морозе. В рекламе у некоторых производителей указывается рабочий диапазон до -20 °C, но на практике техника при таких температурах может выйти из строя из-за ошибок в эксплуатации. Причина - неправильное хранение, отсутствие подогрева и некорректно указанные характеристики от ряда поставщиков.

Эта статья поможет понять, как работают аккумуляторные батареи в минусовую погоду, как правильно хранить и эксплуатировать технику зимой и какие меры защиты действительно работают.

Принципы работы АКБ в различных погодных условиях

В основе всех аккумуляторных систем лежат химические процессы, которые напрямую зависят от температуры. При понижении температуры вязкость электролита увеличивается, химические реакции замедляются, внутреннее сопротивление возрастает, а подаваемая мощность снижается. При этом каждый тип аккумуляторов демонстрирует разные характеристики в условиях холода.

Свинцово-кислотные аккумуляторы (Pb-acid)

Преимущества:

Недостатки:

Работа на морозе:

При температуре -20 °C использование данного типа батарей становится невозможным. Начиная с -5 °C зарядка становится крайне неэффективной, а разряд сопровождается сильным проседанием напряжения. Свинцово-кислотные батареи не подходят для круглогодичной уличной эксплуатации без отапливаемого помещения.

Никель-кадмиевые аккумуляторы (Ni-Cd)

Преимущества:

Недостатки:

Работа на морозе:

Никель-кадмиевые аккумуляторы сохраняют работоспособность при температуре до -20 °C. Однако эффективность падает на 20-30%. Зарядка в таких условиях затруднена и требует увеличенного времени, а разряд сопровождается заметным проседанием напряжения. Без внешнего подогрева или утепления батарея не показывает стабильной производительности в сильный мороз. Тем не менее, Ni-Cd остаются одними из самых устойчивых типов аккумуляторов к отрицательным температурам.

Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)

Преимущества:

Недостатки:

Работа на морозе:

Литий-ионные аккумуляторы начинают терять эффективность при температурах ниже 0 °C. При -20 °C возможно снижение эффективности до 30-50% и ограничение скорости зарядки. Зарядка при отрицательных температурах без подогрева противопоказана - возможны повреждения ячеек. Для полноценной круглогодичной эксплуатации требуется система подогрева или утеплённое помещение.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO₄)

Преимущества:

Недостатки:

Работа на морозе:

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы обладают большей стабильностью, чем классические литий-ионные батареи, но при температуре -20 °C также теряют часть ёмкости - до 10-30%. Зарядка при отрицательных температурах ограничена: без встроенного подогрева или внешнего утепления возможны необратимые повреждения ячеек. При этом разряд возможен даже в условиях до -30 °C, хотя и сопровождается снижением напряжения и выходной мощности.

Сравнение аккумуляторов при работе на морозе

Характеристика

LiFePO₄

            Li-ion

Ni-Cd

Pb-acid

Эффективность работы при
-20 °C

70-90%

30-50%

20-30%

0%

Циклов заряда/разряда

4000-5000

1500-2000

1500-2000

500-1000

Саморазряд

Низкий

Низкий

Средний

Высокий

Дозарядка

Возможна

Не рекомендуется

Возможна

Не рекомендуется

Зарядная комната

Не требуется

Не требуется

Обязательно

Обязательно

Обслуживание

Минимальное

Минимальное

Среднее

Высокое

Время полной зарядки

1 час

2-3 часа

6-8 часов

8-12 часов

Устойчивость к морозу

Высокая

Средняя

Средняя

Низкая


LiFePO4 против старых типов аккумуляторов - что лучше и выгоднее?

Современные литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO₄) значительно превосходят устаревшие никель-кадмиевые (Ni-Cd), свинцово-кислотные (Pb-acid) и Li-ion батареи по ключевым параметрам. Они не страдают от эффекта памяти, допускают частичную дозарядку без потери ресурса и отличаются крайне низким саморазрядом - около 1-2% в месяц, в то время как Ni-Cd теряют до 20-30%, а свинцовые - до 10-15%.

LiFePO₄ не требуют технического обслуживания: нет необходимости в доливке электролита, проветривании зарядной комнаты или регулярной балансировке ячеек. Встроенная система BMS (Battery Management System) автоматически следит за безопасностью, защищая от перегрева, перезаряда и переразряда. Это делает эксплуатацию более простой и безопасной.

При температуре -30 °C литий-железо-фосфатные АКБ сохраняют до 70-80% ёмкости, тогда как Ni-Cd и свинцово-кислотные батареи могут терять до половины своей эффективности. А благодаря подогреву литий-железо-фосфатной батареи техника может работать при отрицательных температурах без потерь. При этом LiFePO₄ заряжаются в 2-3 раза быстрее (до 1 часа), не требуют отдельного помещения для зарядки и могут безопасно использоваться круглый год (в решении, как у GOODSENSE).

Также немаловажным фактором является экологичность: литий-железо-фосфатные батареи не содержат токсичных металлов (в отличие от кадмия и свинца), проще утилизируются и безопаснее при эксплуатации. В долгосрочной перспективе это снижает расходы на обслуживание, хранение и утилизацию техники.

Почему важно различать диапазоны температуры

Ошибочно полагать, что если рабочий диапазон разряда литий-железо-фосфатных батарей указан от -20 °C, то технику можно не только эксплуатировать, но и заряжать и хранить на морозе. Это опасное заблуждение.

Зарядка при температуре ниже 0 °C без активного подогрева ведёт к необратимым последствиям: деградации электродов, короткому замыканию, возгоранию.

Рекомендации по эксплуатации зимой

Решение от GOODSENSE: серия H с батареями CATL

Модель GOODSENSE FB30H эффективно работает круглый год, включая зимние условия. В основе - литий-железо-фосфатные аккумуляторы от CATL - производителя АКБ для Tesla, Mercedes и других мировых брендов.

Аккумуляторы обладают адаптацией к отрицательным температурам:

          – VCU System - система безопасности, определяющая присутствие оператора;
          – MCU System - система управления приводом хода;
          – DCDC System - система управления вспомогательной батареей;
          – TMS System - система управления нагреванием и охлаждением батареи;
          – BMS System - система управления аккумуляторной батареей, контролирующая напряжение, ток, температуру, балансировку ячеек, защиту от перезаряда, переразряда и короткого замыкания.

Даже при -30 °C батарея способна выйти на рабочий режим менее чем за час. Это решение делает FB30H оптимальным выбором для складов, логистических центров и промышленных объектов в северных регионах. Погрузчик не требует обогреваемого бокса и готов к эксплуатации в любых условиях, включая работу на открытом воздухе.

Зачем выбирать современные LiFePO4 решения?

Выбирая между различными типами аккумуляторов для вилочных погрузчиков, становится очевидно: литий-железо-фосфатные батареи - это оптимальное современное решение для склада и логистики. Они безопаснее, экологичнее, быстрее заряжаются, служат дольше и не требуют обслуживания. В условиях холодного климата LiFePO₄ показывает стабильную работу, особенно в сочетании с решениями, как у GOODSENSE.

Там, где Ni-Cd и свинцово-кислотные батареи требуют отдельной зарядной комнаты, строгого обслуживания и не выдерживают частых циклов подзарядки, литий-ионные аккумуляторы демонстрируют стабильность, простоту и уверенную работу даже в -30 °C. Это реальная экономия времени, ресурсов и затрат.

С моделями GOODSENSE H-серии на батареях от CATL вы получаете технику, адаптированную под российский климат, с гарантированной эффективностью и надёжностью в любой сезон.

logo CeMAT RUSSIA   Познакомьтесь вживую с флагманскими LiFePo4 электропогрузчиками - посетите стенд официального дистрибьютора Goodsense ООО АЮКО на выставке CeMAT RUSSIA с 16 по 18 сентября. Павильон 1, зал 3, стенд С403.

Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWSПолучите электронный билет по промо