Грузоперевозки в России: рост объема рынка на фоне конкуренции и роста цен
Согласно исследованию, подготовленному экспертами «Аметист Логистика», рынок FTL и LTL-перевозок в России сохраняет положительную динамику. По итогам 2023 года его объем составил 2,2 трлн рублей, а к 2025 году прогнозируется рост до 2,45 трлн рублей. Однако за устойчивыми цифрами скрываются внутренние противоречия: перевозчики работают в условиях нестабильных тарифов, высокой конкуренции и затрудненного обновления автопарков.
В 2025 объем рынка FTL и LTL перевозок в России достиг 2449 млр.рублей
Рост тарифов в 2024 и откат в 2025 году
Средняя стоимость FTL (Full Truck Load)-перевозки груза (от 3 до 20 тонн) в 2023 году колебалась от 55 до 81 тыс. рублей. Рост средней стоимости FTL-перевозок в 2024 году к 2023 году составил в среднем 9,8%, больше всего ставка уменьшилась для грузов весом 10 тонн. При этом в 2025 году наблюдается падение средней ставки FTL-перевозок на 3,9%, это связано с чрезмерным предложением грузового транспорта и охлаждением рынка.
Похожая ситуация наблюдается в сегменте LTL (Less Than Truckload)-перевозки груза (от 20 до 150 кг). В 2024 году стоимость LTL-перевозок выросла в среднем на 25,8%. В 2025 году наблюдается стремительный рост ставок на LTL-перевозки в среднем на 74%, по некоторым весовым категориям перевозки наблюдается рост более чем в 2 раза. Это связано с высокими темпами инфляции.
Ключевые проблемы отрасли
Несмотря на формальный рост объема перевозок, рынок переживает ряд кризисных симптомов. Снижение спроса на перевозки в ряде отраслей подталкивает компании к демпингу, особенно со стороны крупных грузоперевозчиков, способных временно работать в убыток ради расширения доли.
Конкуренция усиливается, и это разрушает устойчивые тарифные модели. Вместо расчетов по тоннажу или километражу все чаще идут индивидуальные договоренности, что затрудняет планирование и сравнение ставок. Одновременно фиксируется падение продаж на рынке тяжелой техники. Компании все чаще откладывают обновление автопарков, что в перспективе может сказаться на надежности и операционной эффективности.
Не менее остро стоит и кадровый вопрос: дефицит квалифицированных водителей усугубляется, а логистическое администрирование дорожает, требуя все больше времени и ресурсов. Все это формирует порочный круг, в котором стоимость услуги растет, но маржинальность продолжает снижаться.
Перспективы
Анализ, проведенный экспертами компании «Аметист Логистика», показывает, что несмотря на сложности, рынок грузоперевозок в России сохраняет положительную динамику. По прогнозу, к 2025 году его объем достигнет почти 2,45 трлн рублей. Однако данные также указывают на рост давления на перевозчиков. В 2025 году ожидается снижение тарифов на фоне усиления конкуренции и нестабильного спроса. Это может привести к ситуации, когда объем перевозок увеличивается, а прибыльность бизнеса, наоборот, снижается.
«Чтобы сохранить устойчивость, участникам рынка потребуется пересмотреть подходы к ценообразованию, повысить операционную эффективность и быть готовыми к работе в условиях высокой конкуренции», - комментирует Алексей Махновский, эксперт по логистике «Аметист Логистика».
Встретиться лично с Алексеем Махновским можно на стенде компании на выставке CeMAT RUSSIA или в рамках деловой программы. Алексей выступает спикером на тематической сессии "Умное производство и склад: роботы с технологиями и без", которая состоится 16 сентября 2025 на WIN Арене.
Компания "Аметист Логистика" - партнер выставки CeMAT RUSSIA 2025.
Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS. Получите электронный билет по промокоду.