Грузоперевозки в России: рост объема рынка на фоне конкуренции и роста цен
Согласно исследованию, подготовленному экспертами «Аметист Логистика», рынок FTL и LTL-перевозок в России сохраняет положительную динамику. По итогам 2023 года его объем составил 2,2 трлн рублей, а к 2025 году прогнозируется рост до 2,45 трлн рублей. Однако за устойчивыми цифрами скрываются внутренние противоречия: перевозчики работают в условиях нестабильных тарифов, высокой конкуренции и затрудненного обновления автопарков.
  
В 2025 объем рынка FTL и LTL перевозок в России достиг 2449 млр.рублей
Рост тарифов в 2024 и откат в 2025 году
Средняя стоимость FTL (Full Truck Load)-перевозки груза (от 3 до 20 тонн) в 2023 году колебалась от 55 до 81 тыс. рублей. Рост средней стоимости FTL-перевозок в 2024 году к 2023 году составил в среднем 9,8%, больше всего ставка уменьшилась для грузов весом 10 тонн. При этом в 2025 году наблюдается падение средней ставки FTL-перевозок на 3,9%, это связано с чрезмерным предложением грузового транспорта и охлаждением рынка.
Похожая ситуация наблюдается в сегменте LTL (Less Than Truckload)-перевозки груза (от 20 до 150 кг). В 2024 году стоимость LTL-перевозок выросла в среднем на 25,8%. В 2025 году наблюдается стремительный рост ставок на LTL-перевозки в среднем на 74%, по некоторым весовым категориям перевозки наблюдается рост более чем в 2 раза. Это связано с высокими темпами инфляции.
  
Ключевые проблемы отрасли
Несмотря на формальный рост объема перевозок, рынок переживает ряд кризисных симптомов. Снижение спроса на перевозки в ряде отраслей подталкивает компании к демпингу, особенно со стороны крупных грузоперевозчиков, способных временно работать в убыток ради расширения доли.
Конкуренция усиливается, и это разрушает устойчивые тарифные модели. Вместо расчетов по тоннажу или километражу все чаще идут индивидуальные договоренности, что затрудняет планирование и сравнение ставок. Одновременно фиксируется падение продаж на рынке тяжелой техники. Компании все чаще откладывают обновление автопарков, что в перспективе может сказаться на надежности и операционной эффективности.
Не менее остро стоит и кадровый вопрос: дефицит квалифицированных водителей усугубляется, а логистическое администрирование дорожает, требуя все больше времени и ресурсов. Все это формирует порочный круг, в котором стоимость услуги растет, но маржинальность продолжает снижаться.
Перспективы
Анализ, проведенный экспертами компании «Аметист Логистика», показывает, что несмотря на сложности, рынок грузоперевозок в России сохраняет положительную динамику. По прогнозу, к 2025 году его объем достигнет почти 2,45 трлн рублей. Однако данные также указывают на рост давления на перевозчиков. В 2025 году ожидается снижение тарифов на фоне усиления конкуренции и нестабильного спроса. Это может привести к ситуации, когда объем перевозок увеличивается, а прибыльность бизнеса, наоборот, снижается.
«Чтобы сохранить устойчивость, участникам рынка потребуется пересмотреть подходы к ценообразованию, повысить операционную эффективность и быть готовыми к работе в условиях высокой конкуренции», - комментирует Алексей Махновский, эксперт по логистике «Аметист Логистика».
Встретиться лично с Алексеем Махновским можно на стенде компании на выставке CeMAT RUSSIA или в рамках деловой программы. Алексей выступает спикером на тематической сессии "Умное производство и склад: роботы с технологиями и без", которая состоится 16 сентября 2025 на WIN Арене.
Компания "Аметист Логистика" - партнер выставки CeMAT RUSSIA 2025.
  Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS.  Получите электронный билет по промокоду.
  Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS.  Получите электронный билет по промокоду.