Движение погрузчика задним ходом
Движение погрузчика задним ходом — один из самых опасных манёвров.
Вместе с экспертами Forklift.Blog разбираем, как снизить риск аварий и создать безопасные условия на площадке.
Езда вилочного или фронтального погрузчика задним ходом считается одним из самых рискованных манёвров. По статистике, 36% несчастных случаев на складах связаны с наездами техники на людей, а ещё 22% происходят из-за опрокидывания машин. Значительная часть этих происшествий приходится именно на движение назад.
Такой манёвр можно сравнить с попыткой пройти по узкому бордюру спиной вперёд — оператор практически не видит, что происходит за спиной, особенно если вилами поднят груз. При этом сотрудники вокруг не всегда осознают, что находятся в опасной зоне. Чтобы избежать трагедий и травм, необходимо максимально снизить риски и обеспечить безопасные условия работы.
Когда возникает необходимость ехать назад
Погрузчики двигаются задним ходом в ряде рабочих ситуаций:
- когда груз в ковше или на вилах полностью перекрывает обзор;
- при выезде из узкого тупика, прохода или при обходе внезапно появившегося препятствия;
- для точного позиционирования вил, выполнения операций вроде расчистки снега или выравнивания грунта.
Задний ход применяется как внутри помещений, так и на открытых площадках, при маневрировании с грузом и без него.
Почему движение погрузчика назад так опасно
Основная угроза — ограниченная видимость для оператора.
- Слепые зоны. Оператор не всегда замечает человека, груз или препятствие. Особенно опасны зоны возле рамп, платформ, углов и загромождённых штабелей.
- Резкие манёвры. Ошибки управления приводят к столкновениям, падению груза и даже опрокидыванию машины.
- Неисправности. Отсутствие исправных тормозов, сигнальных огней и звуковых сигналов делает задний ход крайне опасным.
Итог — наезды на людей, повреждение объектов и техники, порча дорогостоящих грузов.
Как обеспечить безопасное движение задним ходом
Первое условие — полная исправность машины.
- Тормоза должны срабатывать мгновенно, обеспечивая быстрое торможение при необходимости.
- Рулевое управление должно работать чётко, чтобы оператор мог точно направлять машину.
- Зеркала и камеры. На современных моделях ставят камеры заднего вида с изображением на мониторе.
- Сигналы и маячки. Звуковой сигнал заднего хода и проблесковый маяк предупреждают окружающих о движении машины.
Дополнительно помогают:
- реверсивное торможение при включении задней передачи;
- наличие нескольких «задних» скоростей для аккуратного движения;
- датчики и системы мониторинга, предупреждающие об опасности столкновения.
Роль оператора
Даже самые современные системы не заменят внимательного и опытного водителя.
- Дистанция до людей и объектов должна быть не меньше 1,5 метров.
- Маршрут нужно продумывать заранее, избегая резких поворотов.
- В зоне движения задним ходом не должно быть посторонних.
- При плохой видимости или в узких проходах следует привлекать помощника, который будет направлять оператора.
- Нельзя разгоняться при движении назад, особенно в ограниченном пространстве.
- Водитель обязан использовать зеркала, камеры и подавать сигналы — вручную или с помощью автоматических систем.
Задача руководителя — подбирать опытных операторов, обучать стажёров, повышать квалификацию сотрудников и контролировать, как они соблюдают технику безопасности.
Как создать безопасную среду
Организация безопасных условий на объекте — не менее важный аспект, чем исправность техники.
- Проходы и площадки должны быть свободны от завалов, мусора и случайных предметов, а освещение — достаточным.
- На стены, пол и стеллажи стоит нанести разметку, обозначив зоны, где разрешено движение задним ходом.
- Помогают указатели и световые знаки.
- Все работники и посетители должны носить яркую одежду со светоотражающими элементами.
- Помощников лучше снабдить рациями, чтобы они могли координировать действия оператора.
- Если используется несколько видов спецтехники, водители должны знать маршруты друг друга и строго соблюдать правила движения.
- На задние стекла полезно установить преломляющие линзы, а на «слепые зоны» — панорамные зеркала для лучшего обзора.
Современная техника оснащена множеством систем, которые помогают снизить риски при движении задним ходом. Но безопасность зависит не только от погрузчика, но и от людей: важно вовремя проводить техобслуживание, обучать операторов и поддерживать порядок на объекте. При соблюдении этих условий вероятность аварий сводится к минимуму, а рабочий процесс становится безопаснее для всех.
С мастерством водителей погрузчиков можно воочию познакомиться на выставке CeMAT RUSSIA, где состоится Финал чемпионата водителей StaplerCup 2025.
Регистрация на CeMAT RUSSIA 2025 бесплатная при использовании промокода CR25NEWS. Получите электронный билет по промокоду.